zheldor_eot (zheldor_eot) wrote,
zheldor_eot
zheldor_eot

Капитализм, коммунизм и человек. Часть первая.


Вопрос соотношения человека и коммунизма интересует меня давно. Недавно появился хороший повод написать на эту тему.

В опубликованной в 166 номере газеты Суть времени статье "Природа человека и капитализм" за авторством Ольги Горяниной рассматривается вопрос судьбы развития человека при капитализме и коммунизме. Капитализм не способен в глобальном масштабе решить проблему возникающих "ножниц" между растущими технологическими возможностями человека и его морально-нравственным развитием, которое будет определять сферу приложения технического потенциала. Лишь коммунизм способен решить эту проблему так как при построении коммунистического общества будет развиваться в морально-нравственном плане и сам человек.

Впервые с вопросом соответствия человека как такового и общественно-экономической формации я столкнулся в 10 классе на уроке истории. Тогда при изучении теории общественно-экономических формаций Маркса преподаватель определил коммунизм как полное удовлетворение всех человеческих потребностей. Но мне это определение не понравилось в силу того, что коммунизм современному человеку в том виде, в каком он есть, построить невозможно. Невозможно по причине того, что, сколько не удовлетворяй его материальные потребности, всё ему будет мало. Так мне стало ясно, что проблема коммунизма не только экономическая и технологическая.

До поры, до времени этот вопрос не казался мне важным. Но в 2011 году стали выходить выпуски передачи "Суть времени" Сергея Кургиняна, где обсуждался вопрос о развитии человека при капитализме и коммунизме. Для меня это было что-то новое. Ни один из изученных мной современных историков, философов и социологов этот вопрос не ставил. Все обсуждали что угодно, но не вопрос развития человека.
Между тем, вопрос о человеке, его природе, месте в мире, отношении с другими людьми является одним из ключевых при изучении капиталистического, коммунистического или любого другого общества.

Капитализм рассматривает человека как некоего субъекта с «внутренним зверем», которого можно «запрячь» и эксплуатировать в своих целях. При этом, в связи с эксплуатацией этого зверя и самого человека для извлечения прибыли, речь о развитии человека как личности не идёт. Да, безусловно, культурный и бытовой уровень среднего жителя развитых капиталистических стран сильно вырос за последние 200 лет. Но это было связано с необходимостью развития рабочей силы и, во второй половине XX века особенно, с необходимостью "подкупа" граждан в связи с успехами построения социализма в СССР и странах социалистического блока. Вопрос же принципиального изменения человека в капиталистическом обществе никогда не ставился на уровень первоочередной задачи.

Человек в коммунистическом обществе рассматривается в первую очередь как личность, а не как источник прибыли. Одной из основополагающих идей в концепции коммунизма является коллективность. И именно в коллективе человек будет расти и развиваться. Определение коммунизма, данное Сергеем Кургиняном "Коммунизм - это раскрепощение и развитие творческих способностей человека" выглядит более адекватным, нежели "полное удовлетворение всех человеческих потребностей". При таком подходе можно ожидать гармонизации развития духовно-нравственного потенциала человечества и уровня его технического могущества. Это определение также снимает вопрос о материальных препятствиях на пути построения коммунизма из-за физического ограничения ресурсов, которые надо направить на удовлетворение материальных потребностей человека.

Мне могут возразить, что в моих рассуждениях о судьбе человека в капиталистическом обществе есть внутреннее противоречие, так как, отрицая возможность развития эксплуатируемых людей я, тем не менее, признаю факт улучшения условий жизни и личностный рост трудящихся на Западе. Но это кажущееся противоречие, так как рабочие в развитых капиталистических странах сами становятся, по сути, эксплуататорами в отношении трудящихся в странах периферийного капитализма.

Происходит это за счёт того, что часть изымаемой у рабочих периферийных стран капитализма прибавочной стоимости капиталисты западный стран делят с рабочими - жителями стран Запада. Тем самым происходит "покупка" лояльности населения западных стран. При этом современная тенденция такова, что и на Западе происходит уменьшение этой доли. Эта схема становится понятна, если посмотреть на условия труда и уровень его оплаты для рабочего в одной и той же компании где-нибудь в Германии или Франции и в Китае или африканских странах. В последнем регионе, кстати, капиталисты не гнушаются и эксплуатацией и детского труда. Такая эксплуатация явным образом не оставляет шансов рабочим на личностный рост, развитие творческих способностей. В такой ситуации они заняты лишь удовлетворением самых элементарных потребностей.

Продолжение следует.

Tags: Коммунизм, Суть Времени, капитализм
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment